Бактерии провели в скале миллионы лет и остались жизнеспособными

Специалисты Токийского университета в образце горных пород, которые находились глубоко под землей и провели там больше миллиона лет, обнаружили жизнеспособные бактерии. Доцент Йохей Судзуки руководил разработкой нового способа подготовки образцов горных пород для поиска жизни глубоко под морским дном. Под дном моря исследователям удалось обнаружить живущие в трещинах скалы, заполненных глиной, живые бактерии.

Это открытие дает новый шанс на поиски форм жизни на Марсе. И помогут в их поиске новые способы исследования пород. Чтобы их разработать, у ученых ушли десятки лет. Но они выяснили, что в трещинах скал обитает очень плотное сообщество бактерий.

В обычных условиях на один кубический сантиметр приходится до 10 миллиардов бактериальных клеток. Под морским дном средняя плотность бактерий, живущих в грязевых отложениях оценивается в 100 клеток на кубический сантиметр. Йохей Судзуки говорит, что сейчас он почти уверен, что с таким способом изучения пород можно найти жизнь на Марсе.

И если этого не произойдет, то только по причинам, от которых зависит жизнь, например от тектоники плит, аналогичной земной. Во время извержения подводных вулканов температура лавы составляет около 1200 градусов по Цельсию. Трещины между потоками если и есть, то они очень узкие. На протяжении миллионов лет эти трещины заполнялись глинистыми минералами.

Каким-то образом бактерии попадают в эти трещины и размножаются. Оказалось, что трещины гостеприимны для такой формы жизни. Ученые уверены на 99 процентов, что если существуют глинистые минералы, обязательно существует и жизнь в них.

Микробы, живущие в таких трещинах, являются аэробными бактериями. Подобно тому, как клетки человека вырабатывают энергию, полагаясь на кислород и органические питательные вещества, действуют и они.

В зависимости от местоположения, образцы породы, исследованные учеными, были датированы 13,5 миллиона, 33,5 миллиона и 104 миллиона лет.