Древняя охота за яйцами: тайна украшенного страусиного яйца из гробницы Изиды, которому 5 тысяч лет

тайна украшенного страусиного яйца

Археологи из Университета Бристоля намерены раскрыть тайну страусиного яйца, которому пять тысяч лет. Оно примечательно тем, что имеет необыкновенную раскраску. Считается, что оно находилось в гробнице Изиды. Исследуя его особенности ученые узнали о сложностях торговли древними страусиными яйцами и производством их украшений. Украшать яйца птиц люди научились задолго до появления легендарной технологии Феберже.

Во времена бронзового и железного веков элитами среднезимноморских цивилизаций высоко ценились искусно украшенные яйца страусов. Но сегодня мало что известно о сложной цепочке производства этих украшений и пути их поставок этих предметов роскоши. В Британском национальном музее хранится коллекция страусиных яиц.

Исследователи решили их изучить. Эксперт Кэролайн Картрайт смогла раскрыть секреты происхождения яиц, а также технику их украшений. Для этого использовалась сканирующая электронная микроскопия, она определила химический состав яиц. К примеру, одно из украшенных яиц может быть легендарной частью гробницы Изиды.

В целом удалось выяснить, что страусы, от которых получали яйца, были как дикие, так и одомашненные. Методы украшения — это особое мастерство группы ремесленников. Они научились наносить на тонкую скорлупу краски и узоры. Способы украшения оказались более сложными, чем можно было себе представить. Средиземноморские страусы обитали в восточном Средиземноморье и в Северной Африке.

Используя изотопные индикаторы, исследователи смогли различить яйца, откладываемые в разных климатических зонах с разными температурами и влажностью. Но в некоторых случаях яйца были обнаружены в несвойственных для них территориях, что говорит о широких торговых путях. Возможно, что часть яиц бралась из гнезд диких страусов, и эта охота за яйцами была очень рискованной.

Страусы считаются опасными птицами, они развивают высокую скорость и у них мощные конечности, они защищают свои гнезда, и забрать оттуда яйца не просто. Ученые также выяснили, что перед нанесением украшений на скорлупу яйца высыхали, и этот процесс был сложным и долгим.

В организацию условий для него требовалось вложение инвестиций, а значит эта работа имела авторитет, продукция пользовалась спросом. Расписные узорные яйца были предметами роскоши, и они принадлежали богатым и знатным людям.