Тайны Волжской Булгарии: исследование древних монет проливает свет на загадочный мир

Тайны Волжской Булгарии: исследование древних монет

Ученые из России и Татарстана изучают физические свойства монет, обнаруженных на территории бывшей Волжской Булгарии. По мнению исследователей, полученные данные дадут новые знания о загадочном мире прошлого. Волжская Булгария считается средневековым государством, удобно располагавшимся на берегу Волги в самом центре континентальных торговых путей.

Государство обладало вполне развитой экономикой, имела налаженные торговые связи с другими странами. И там было развито производство чеканки монет. Здесь делали монеты не только для Булгарии, но и для других регионов. Археологи во время раскопок часто делают нумизматические находки.

Обнаруженные ими монеты представляют ценность для истории. Современные технологии позволяют определить их химический состав и физические свойства и таким образом получить больше детальной информации. К примеру, о месторождениях серебряной руды, из которой делались монеты. Возможность изучения внутренней структуры монет дает информацию о технических аспектах чеканки: скорости охлаждения металла, наличии сплавов, способах серебрения поверхности.

Булат Бакиров, один из исследователей, отметил, что для изучения монет Волжской Булгарии используется метод нейтронографии и нейтронной томографии. Нейтронные методы не разрушают хрупки остатки древних монет. Технология имеет ряд уникальных особенностей, которые могут быть использованы для изучения особенно редких и ценных археологических артефактов.

Современные методы изучения серебряных монет прошлого дали науке много новых полезных сведений. Они обеспечили лучшее понимание структуры и исторических этапов экономического и технического развития средневековой Волжской Булгарии.

Также ученые получили возможность проверить вероятность создания средневековых технологий в современном мире. В своем исследовании специалисты изучили саманидский мультидирхам 10-го века и булат-тимурский дирхам 14-го века. Обе монеты были выполнены из медно-серебряного сплава. Но саманидский мультидирхам отличается высоким содержанием меди, в нем около 50 процентов от общего состава.

Состав неравномерный, что может говорить об особенностях исходной руды. Дирхам почти полностью состоит из серебра, меди в нем мало, всего 5,2 процента. Данные о составе этой монеты сопоставимы с результатами исследований золотых ордских монет той эпохи.