Янтарь показал, как выглядели насекомые 99 млн лет назад: окраска без фильтров

Янтарь показал, как выглядели насекомые 99 млн лет назад

Янтарь смог передать науке сведения, которым 99 миллионов лет. Ученые обнаружили в кусочках янтаря останки насекомых. Благодаря такому ответственному природному методу «консервации» мир получил возможность увидеть древние организмы именно такими, какими они были при жизни во всей своей цветовой гамме. Чаще всего структурные особенности, которые требуются для проявления цветовых характеристик, в окаменелостях практически не сохраняются.

И воспроизводимые реконструкции основаны на воображении биологов и художников. Исследовательская группа из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук раскрыла секреты истинной окраски насекомых, возраст которых составляет 99 миллионов лет.

Наука считает, что окрас организмов дает представления о поведении и эволюции разных видов. По окрасу можно понять механизм защиты от хищников, привлекательность для партнеров, среду обитания, предпочтения в пище. Понимание окраса вымерших организмов заполняет нишу, позволяющую пролить свет на экологические системы далекого прошлого. Обнаруженные 35 кусочков янтаря в шахте северной части Мьянмы сохранили в себе древних насекомых.

Янтарю около 99 миллионов лет, и это смола хвойных деревьев, произраставших в тропических лесах. Ведущий исследователь Цай Ченьян отметил, что в числе насекомых удалось идентифицировать осу-кукушку с металлическими голубовато-зелеными, желтовато-зелеными, пурпурно-синими или зелеными голове на голове, грудной клетке, животе и конечностях.

Раскраска древнего насекомого очень похожа на раскраску осы, обитающей сегодня. Также были обнаружены образцы синих и пурпурных жуков и металлическую темно-зеленую муху. «Мы видели тысячи окаменелостей янтаря, но сохранение цвета насекомых в этих образцах является экстраординарным», - заявил профессор Хуан Дайинг.

Сохранившийся в янтаре окрас насекомых говорит о целостности микроскопической структурой поверхности, рассеивающей свет с определенной длиной волны. Этот механизм известен и в повседневной жизни, он отвечает за различение цветовых оттенков невооруженным глазом. Использовав алмазный нож исследователи извлекли образцы насекомых из окаменевшей смолы.

Используя электронную микроскопию, они выяснили, что цветные янтарные окаменелости имеют хорошо сохранившуюся наноструктуру экзоскелета, рассеивающую свет. Благодаря этому сохранился окрас древних насекомых, «запечатанных» в янтарь.