Супергены заполнят пробелы в теории эволюции Дарвина: огромные белки генов открывают свои тайны

Супергены заполнят пробелы в теории эволюции Дарвина

Огромные белки генов, которые ученые назвали супергенами, способны заполнить те пробелы, которые существуют в теориях эволюции Чарльза Дарвина. На самом деле их роль в эволюции намного значительнее, чем ранее считала наука. Биологи и генетики из Университета Британской Колумбии смогли идентифицировать 37 супергена, их обнаружили в популяции дикого подсолнечника.

Ученые выяснили, что они управляют модульной передачей большого спектра признаков, важных для адаптации к местам обитания. Среди них размер семян, период цветения, способность противостоять засухе, ограниченному количеству питательных веществ.

Генетик Марко Тодеско говорит, что он и его коллеги были удивлены сделанным открытием. Ранее считалось, что супергены лишь в некоторых случаях могут контролировать адаптивные признаки. Но не было точно известно — было ли это закономерностью или происходило от случая к случаю. Теперь ученые выяснили, что супергены играют важную роль в адаптации и проявление их влияние является массовым.

Самый крупный суперген, который удалось выявить во время исследования, имеет около ста миллионов пар оснований и 1819 генов. Изучая особенности супергенов биологи считают, что новые данные смогут заполнит пробелы в теории естественного отбора. Так наука узнает, как популяции организмов адаптируются к разным признакам и условиям, чтобы формировать разные виды.

К примеру, благодаря особенностям супергенов дикий подсолнух адаптируется практически к любым условиям. Биологи считали, что географическая изоляция между популяциями необходима. Она устанавливала эволюционные пути развития разных видов. Биолог Лорен Ризеберг считает, что те популяции, которые существуют в географической близости друг от друга, имеют способность дифференцироваться.

Эта способность, скорее всего, наследуется, и именно супергены играют в этом важную роль. Такие примеры адаптации есть в прибрежных равнинах Техаса. Они славятся своими песчаными дюнами и прибрежными барьерными островами Мексиканского залива.

Суперген, обнаруженный в диком подсолнечнике, растущем в этом месте, имеет 30 миллионов пар оснований, что позволяет растению часостоятельно контролировать разницу во времени цветения более двух с половиной месяцев.

Среда обитания способна «украсть» некоторые супергены, они просто исчезают за ненадобностью. Но ученые считают, что такие супергены просто на время становятся «призраками», чтобы при необходимости снова активироваться.