Такими их еще не знали: генетики провели глубокий анализ ДНК останков викингов

Неожиданные выводы: генетики исследовали ДНК 442 викингов

Образ викингов ассоциируется со стереотипом смелых скандинавских захватчиков, грозных мародеров с белой кожей, бородой и длинными светлыми волосами. Они совершали набеги и путешествовали по всему миру более тысячи лет назад. Но новые исследования показывают, что не все стереотипы верны. Ученые собрали материал, проведя генетический анализ свыше четырехсот скелетов викингов, найденных в Европе.

Многие викинги не были коренными жителями Скандинавии и волосы у них были темные, а не светлые, как считалось много веков. С таким мнением выступил эволюционный генетик Эске Виллерслев, сотрудничающий с Кембриджским и Копенгагенским университетом.

Его новаторские исследования изменили понимание исторического генетического состава популяций по всему миру: от Австралии до Юго-Восточной Азии, Северной Америки, южной части Тихого океана и так далее. Со своей командой он исследовал останки 442 скелетов викингов, найденных в Великобритании, Ирландии, Исландии, Гренландии, России и других странах. Генетики анализировали кости мужчин, женщин, детей, младенцев.

Они поняли, что кровную скандинавскую линию пополняли выходцы из Азии, Южной Европы и Британских островов. Ученые считают, что у некоторых людей до сих пор можно обнаружить генетический код викингов.

Так, по примерным оценкам, около шести процентов жителей Великобритании имеют ДНК викингов, в Швеции их не менее десяти процентов. Датские викинги отправились в Англию, шведские в Прибалтику, норвежские в Ирландию, Исландию и Гренландию. Тем не менее, викинги этих народов редко смешивались. Возможно, они враждовали или есть другое объяснение.

Результаты исследования показывают, что в ту эпоху быть викингом – это не просто данность определенной культуре, образу жизни и так далее, но и вопрос генетического наследия.

Команда обнаружила, что два скелета викингов, захороненных на Северных островах Шотландии, имели то, что выглядело относительно чистым шотландским и ирландским наследием, без какого-либо скандинавского влияния, по крайней мере, не генетического.

Скандинавские диаспоры основали торговлю и поселения, простирающиеся от американского континента до азиатской степи. Они экспортировали идеи, технологии, язык, верования, практики и создали новые социально-политические структуры.