Нос как основа генетики: ученые выяснили, как гены определяют черты лица

Ученые выяснили, как гены определяют черты лица

ДНК человека играют ключевую роль в формировании черт лица. К такому выводу пришли исследователи, выяснив, что свыше 130 участков ДНК связаны с формированием черт лица. Оказалось, что нос – одна из особенностей, на которую гены влияют больше всего. И знания о том, как конкретные гены могут быть связаны с чертами лица, несут пользу для лечения аномалий в развитии лица и в ортодонтии.

Можно предположить, что это довольно очевидно и без научных исследований. Достаточно заглянуть в семейный альбом, чтобы удостовериться: потомки похожи на своих предков.

Чаще всего родственное сходство определяется по носу, глазам, подбородку, которые идентичны и близких родственников. Но порой возникают разрушительные изменения одного или нескольких генов и тогда схожесть пропадает. Удивительно, но факт: до определенного момента генетики не имели представления, какие части ДНК могут быть связаны с самыми основными аспектами внешности лица.

Пробел в знаниях не позволял иметь доступности к наборам данных, которые сочетают генетическую информацию с изображениями лиц. Новое исследование позволило выявить свыше ста хромосомных участков, которые связаны с определенными чертами лица.

Этого удалось достигнуть путем сканирования данных ДНК более 800 человек. Таким образом велся поиск статистической взаимосвязи между 7 миллионами генетических маркеров. Все они – известные участники генетического кода, различающие людей между собой. Обнаружение такой связи между чертой лица и одним или несколькими генетическими маркерами, указывает на наличие точного участка ДНК на хромосоме.

Расположенные рядом гены становятся потенциальными кандидатами, отвечающими за формирование конкретного участка. Это могут быть форма носа или губ. Ученым также удалось узнать, что эти хромосомные участки проявляют наивысшую активность в тот период, когда у эмбриона формируется лицо. Основным местом воздействия генов оказался нос.

А, к примеру, щеки, не так подвержены генетическому воздействию, и ученые считают, что они могут изменяться в зависимости от диет и образа жизни. Также есть гены, несущие ответственность за формирование разных частей тела, и есть гены, которые участвуют в редких синдромах и лицевых аномалиях, таких как волчья пасть.