Древние предки человека могли впадать в спячку: это помогало пережить им ледниковый период

Древние предки человека могли впадать в спячку

Первые люди на нашей планете могли пережидать долгие холодные зимы, впадая в спячку. Ученые провели исследование, решив выяснить, насколько это возможно. Предварительные результаты позволяют предположить, что так оно и было. К примеру, медведи, просыпаясь после долгого зимнего оцепенения энергосберегающего состояния сна, включают свои метаболические процессы.

Они защищают их от последствий долгого сна. Но в процессе оцепенения они подвержены ряду заболеваний, если до начала зимовки не получают достаточного запаса пищи. Палеоантропологи Антонис Барциокас и Хуан-Луис Арсуага подчеркивают, что долгая спячка не всегда бывает здоровой.

А человек, находящийся в долгом состоянии сна, впоследствии может страдать от рахита, гиперпаратиреоза и фиброзного остита, если он не обладает достаточными жировыми запасами. Осложнения могут также проявляться в почечной недостаточности. Ученые считают, что наши далекие предки могли использовать этот метод пережить долгую зиму и впадать в долгую спячку. Останки древних людей, которые, предположительно так и делали, были найдены в пещере Sima de los Huesos в Испании.

В пещере есть глубокая шахта, ее назвали домом невероятного количества окаменелых останков скелетов гомининов. Возраст многих их них превышает 430 тысяч лет. На некоторых костных останках ученые обнаружили характерные контрольные отметки.

Они являются доказательством долгой спячки и проявляются в виде дефицита витамина D в костях. Гипотеза имеет еще одно подтверждение – все останки связаны с одним из ледниковых периодов. Ее идея заключается в том, что гоминины, возможно, пытались заснуть на долгие холодные месяцы, и потому на костных образованиях заметны шрамы от недостатка витамина и запаса жиров.

Доказать стопроцентную вероятность долгой спячки далекого предка человека ученые пока не берутся. Нет сомнений, что погружение в подобный сон может имеет необратимые физиологические последствия. Представление о том, что древние люди находились гипометаболическом состоянии, аналогичном гибернации, может звучать как научная фантастика.

Но факт того, что этот метод используется многими млекопитающими, не исключает, что древние предки современного человека действительно впадали в спячу, а в процессе эволюции утратили эту особенность.

Исследование «Гибернациягоминидов из Атапуэрки, Испания, полмиллиона лет назад» опубликовано в L'Anthropologie.