Мумия рассказала о жестокой казни фараона: он был убит на поле сражения

Редкая возможность выпала исследователям Каирского Университета. Они смогли провести компьютерную томографию черепа Секененры Таа II – древнеегипетского фараона. Сканирование продемонстрировало, что мумия имеет большие лицевые раны. И это свидетельствует о насильственной смерти фараона.

Ученые предполагают, что смерть настигла Секененру Таа II на поле битвы. Он мог быть убит кинжалами, топорами или копьем. Но при этом древние бальзамировщики пытались тщательно скрыть следы ранений, которые были смертельными. Компьютерное исследование продемонстрировало наличие огромного пореза на лбу, на щеках, вокруг глаз. В основании черепа есть колото-резанная рана, и, возможно, предмет, которым она была нанесена, достиг черепа. Следы от ран говорят, что фараона, скорее всего окружили неприятели и наносили ему удары по разным частям тела.

Исследователь Сахар Салим отмечает, что первое компьютерное исследование подобного рода, которое удалось провести ученым. мумия фараона была обнаружена в 1880 году. Уже тогда археологи обратили на странные шрамы на ее лице. Историческая летопись гласит, что Секененра Таа II был правителем южного Египта примерно между 1558 и 1553 годами до нашей эры. Он был участником сражений с гиксосами – пришедшими из Леванта воинами, требовавшими дань с южной части королевства.

На обрывках папируса ученые смогли узнать некоторые сведения, они гласят, что фараон решил сразиться с пришедшими после того, как они послали жалобу царю на шум бегемотов в священном пруду в Фивах – животные мешали им спать. И тогда царь потребовал уничтожить бассейн, на защиту которого встал Секененра Таа II, приняв такой приказ как личное оскорбление. Оно, к тому же оказалось двойным. Сын фараона, Камос, также погиб в этом бою. Об этом рассказывается на резной каменной плите, которую археологи обнаружили в Фивах.

Однако после того, как мумия Секененра Таа II была обнаружена в 18 веке, никто не знал, что с фараоном произошло на самом деле. Раны на черепе дали повод предполагать, что он был убит во время дворцового переворота. Однако от мумии, по записям археологов, исходил крайне неприятный запах, а это означает, что бальзамировщики действовали в спешке, значит раны закрывались поспешно на поле боя. Новое исследование, в котором применялись рентгеновские лучи, позволило доказать этот факт.