Долина таинственных сосудов в Лаосе: ученые установили возраст кувшинов

Ученым удалось установить возраст таинственных сосудов в Лаосе. По своему внешнему виду они напоминают кувшины, они выдолблены из камня, и им как минимум три тысячи лет.

Часть кувшинов открыта к небу, а часть имеет крышки.

Эти каменные мегалиты долгое время считают археологическими реликвиями, так или иначе связанными с ритуалами захоронения. Это одна из гипотез, которая не имеет доказательств. Каким было первоначальное предназначение этих сосудов неизвестно. Некоторые сосуды достигают в высоту трех метров, и еще одна гипотеза связана с тем, что они могли быть хранилищами – в них держали зерновые запасы, еду, питьевую воду или одежду.

Но определенные обстоятельства не позволяют ученым провести полномасштабные исследования. Эта территория имеет ужасное наследие в виде неразорвавшихся бомб, сброшенных в 60-х годах прошлого века. Они становятся причиной ежегодной гибели местных жителей, несмотря на десятилетия, прошедшие с официального завершения военного конфликта. Изучению были подвергнуты лишь 10 процентов каменных мегалитов.

В последние годы археологи находят безопасные территории и организуют экспедиции, чтобы собрать как можно больше данных о таинственных сосудах. Оказалось, что некоторые из них расположены отдельно. А некоторые образуют небольшие группы. Специалисты говорят, что ранее не представлялось возможным определить возраст этих кувшинов. Но недавно удалось извлечь камень из одного из них, и идентифицировать его возраст.

Согласно анализу, в котором использовался метод оптически стимулированной люминесценции для определения возраста древнего камня - кувшины были потенциально размещены в этом месте еще в конце второго тысячелетия до нашей эры. И в некоторых действительно были обнаружены следы погребальной практики, которые относятся к периоду 9-13 веков нашей эры, однако следов останков людей при этом обнаружено не было.

Полученные данные убедили ученых в том, что размещение мегалитов предшествовало погребальной деятельности вокруг кувшинов, и это указывает на повторное использование мест и сохраняющееся ритуальное значение.