Одинокий череп в Италии: ученые прослеживают странный путь древнего человека

В одной из пещер Италии археологи обнаружили удивительную находку. Это череп человека без нижней челюсти. Находка сделана в северной части страны в пещерном комплексе Марселя Лубенса. Известно, что пещеры много веков назад использовались для проведения погребальных обрядов. Но почему именно в этой нет других человеческих останков? Ученые заинтересовались этим фактом и провели уникальный изотопный анализ. Им занимаются специалисты Болонского Университета.

Как выяснилось, структура черепной кости имеет определенные особенности. Они указывают, что череп принадлежал женщине, смерть настигла ее в возрасте от 24 до 35 лет. Углеродное датирование показало, что это произошло в промежутке между 3630 и 2280 годами нашей эры, в период энеолита. Повреждение костей черепа говорит об ударах мягких тканей уже после смерти – женщину перемещали с места на место.

Получив такие данные, ученые составили примерную реконструкцию событий. Женщину могли положить могилу, но при этом ее голова была отделена и она могла откатиться в сторону. Тело, скорее всего, под действием водяных и грязевых потоков, унесло вниз по склону в воронку пещеры. На том месте, где остался череп, образовалась определенная каменная структура, которая сохранила останки до сегодняшних дней. Этот образец, по мнению ученых, представляет собой свидетельство обращения с усопшими в Италии в этот период времени.

Исследователи назвали эту находку интригующей, а полученную реконструкцию событий – имеющей факторы жестокости. Фактически после смерти тело человека не представляло ценности для тех, кто совершал погребальные ритуалы. Оно могло подвергаться безжалостным манипуляциям и расчленению. У ученых остались и другие вопросы – каким образом этот одинокий череп оказался именно в этой пещере, где нет никаких следов присутствия останков других людей, хотя ритуальные традиции этого периода свидетельствуют о массовых захоронениях в пещерных зонах.