Откуда взялся коронавирус: ученые по сей день не могут дать точного ответа

Пандемия коронавируса длится на планете больше года. Сотни ученых из разных стран мира проводят исследования, пытаясь выяснить, откуда взялся вирус и каким образом он так быстро адаптировался среди людей. Генетический материал вируса и свидетельства перенесенной людьми инфекции дают разные подсказки, но не объясняют причин возникновения опасного заболевания.

Одна из версий распространения коронавируса связана с летучими мышами. В Смитсоновском Университете ученые пришли к выводу, что она способна переносить инфекции, представляющие угрозу для человека. И многие из них соглашаются с тем фактом, что вирус пришел из дикой природы и переносчиком его вполне стать летучие мыши. Но есть и другая версия, она связана с возможной утечки этого вируса, который мог быть искусственно создан в лабораторных условиях. Эти предположения возникли после того, как в январе прошлого года впервые был публично обнародован генетический план SARS-CoV-2. Используя его, многочисленные исследования опровергли лабораторную гипотезу и продолжают опровергать ее. И по-прежнему возвращаются к первой гипотезе, связанной с летучими мышами, как с первоисточниками вирусной инфекции.

Но год исследований на эту тему не позволил ответить на многие важные вопросы. Где жили эти летучие мыши, которые стали переносчиками. Какое животное в дикой природе стало основным распространителем этого вируса для летучих мышей. Чтобы ответить на эти вопросы, могут уйти долгие годы. По мнению вирусолога Чи Ван Тан определение источника SARS-CoV-2 крайне важно. Знание происхождения вируса может помочь исследователям найти способы отслеживать похожие вирусы и предотвратить будущие вспышки.

Для этого можно использовать два типа ключей. Первый имеет отношение к вирусному генетическому материалу, второй – к свидетельствам прошлых инфекций. Генетический материал – это ДНК или РНК вируса, и он самый показательный. Когда вирус распространяется в первоисточнике, он уникальным образом мутирует. Те изменения, которые накапливаются вирусом, ученые могут отследить. Чем больше у исследователей данных, тем яснее картина прослеживания передачи вируса среди людей.
Анализируя такие данные ученые обнаружили ближайшего родственника SARS-CoV-2 , называемого RaTG13. Он выявлен в помете летучих мышей, которых нашли еще в 2013 году в пещере в китайской провинции Юньнани. В 2020 году в том же регионе они обнаружили идентичный генетический материал, который более тесно связан с коронавирусом, выявленным в организме человека.

Ученые пока не могут объяснить тот факт, что заболевание, вызванное вирусом, у некоторых людей проходит совершенно бессимптомно. Они являются носителями, в их организме есть вирус, но это никак не проявляется. Возможно, что это связано с иммунными белками, которые постепенно ослабевают, и признаки инфекции на этом фоне медленно исчезают. Но при этом образуются антитела, защищающие организм от повторного заражения. Почему это происходит – ученые продолжают искать ответы на вопросы.